Правовое регулирование трансплантации органов государством очень важно для предотвращения этических и правовых проблем в данной области. Это правовое регулирование должно основываться на прозрачных, всеобъемлющих и четких правилах для защиты интересов донора, пересаживающего органы, родственников донора после его смерти, реципиента, и врачей и медсестер, выполняющих процедуру, интересы которых иногда противоречат друг другу.
Основным законодательным актом Азербайджанской Республики (АР) в этой области является Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Однако с учетом недостатков действующего закона в Милли Меджлисе обсуждается новый законопроект, регулирующий эту область. Согласно новому законопроекту, роговица глаз и другие ткани, которые можно извлечь без внешних изменений трупа, будут изыматься без каких-либо разрешений и завещаний.[1] Законопроект был обсужден на заседании комитета по здравоохранению Милли Меджлиса 4 июня и рекомендован к пленарному заседанию.
Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ) в деле Петрова против Латвии[2]признал, что было нарушено право на защиту частной жизни (статья 8 Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, участницей которой также является Азербайджанская Республика) а также подтвердил права родственников умершего во время трансплантации органов и тканей. В вышеупомянутом случае заявитель утверждал, что его права в соответствии с местным законодательством были нарушены, поскольку он не мог возражать против трансплантации органа из тела своего мертвого сына.[3]